Как фотографировать гало

Делюсь своим опытом, многое обсуждал в комментариях в письмах, теперь все соберу вместе.

Снимать гало довольно сложно и просто одновременно. Поскольку гало очень яркое (можно сказать, что гало — это отражение солнца), любая камера его снимет, но из-за яркости солнца и контрастности фотография получается плохо, особенно, если в кадр попало само солнце — гало будет выглядеть тусклым, пропадут цвета. Поэтому, при фотографировании воспользуйтесь следующими рекомендациями.

  1. По возможности нужно заслонить солнце: можно рукой, зданием, дорожным знаком (см. мои фотографии), интересная фотография получается, если заслонить солнце CD или диском из 3.5 дюймовой дискеты. Если не получается закрыть солнце — используйте световые фильтры (см. п. 6).
     
  2. Если небо довольно облачное и на гало можно смотреть без рези в глазах — тогда можно снимать гало вместе с солнцем без фильтра (так бывает во время восхода и заката, или при густых облаках). 
     
  3. Специальные приспособления. Многие профи используют диск на палочке, чтобы закрыть солнце (не всегда можно найти подходящий дом, да и тогда не все гало будет видно), устройство вместе с камерой привинчивается к штативу и можно. Особенно впечатляет способ съемки гало придуманный Алекс — она ложится спиной на землю, ногами держит палочку с кругом, закрывает ей солнце, а фотик держит в руках :)  (что при этом думают прохожие?)
    Если вас двое — один снимает, другой закрывает солнце вытянутой вверх рукой, или головой, смотрится прикольно.
  4. Особенность зеркальных фотоаппаратов с умными объективами. Если вы сниматете зеркальным фотоаппаратом  с автоматической фокусировкой, то он просто откажется фотографировать гало, если в кадре нет других объектов (он не может найти точку, на которую нужно сфокусироваться). Необходимо переключить кнопку на объективе из положения AF в MF (только потом верните обратно) и вручную настроить фокус на бесконечность (или любой удаленный объект).
     
  5. Гало большое, в один кадр не влазит (только малое гало может помещается, правда не во всех фотиках). Делается несколько фотографий из одного места, потом склеиваются в панораму. Профи используют спецальные объективы — "рыбий глаз", которые снимают все вокруг, так, как будто вы смотрите в дверной глазок. Еще один вариант — снть гало в отражении, например, в зеркале, отражение в черных очках, и т.д.

    Только для экспертов (если вы понимаете, что делаете, поскольку можно испортить камеру): использовать увеличительное стекло (лупу), разместив его перед камерой можно увеличить снимаемое поле на 20% (хотя все конечно зависит от фотоаппарата и лупы), совет Александра. Я бы еще прекоммендовал пробовать лупу вначале без гало или солнца, понять где и как ее нужно держать, чтобы она не фокусировала солнечный зайчик на матрице.

  6. Специальные фильтры. Для зеркальных фотоаппаратов существуют различные фильтры, поляризационные, защищающие от УФ излучения и др.
    Многие используют поляризационные фильтры для гало, но не всегда это проходит, поскольку некоторые гало сильно поляризованы и такой фильтр может исказить или ослабить наблюдение, неправильно передать цвета.
    Предпочтительнее использовать Neutral Density Filters, например ND4, ND8 (уменьшает в 8 раз световой поток на всех длинах волн, 3 ступени экспозиции = 87,5%). 
  7. Когда солнце режет глаза — пользуйтесь солнцезащитными очками. Гало в них при ярком солнце заметить проще, чем без них. Можно фотографировать через очки, если у вас нет фильтров (см. п. 6).
  8. Ночные наблюдения. Лунные гало нужно снимать без фильтров, желательно со штатива на большой выдержке (1–15 секунд). Желательно, чтобы в кадр не попадало ярких источников света (фонарей).
     

Может ли солнце при съемке гало сжечь матрицу? Все конечно зависит от яркости солнца, и если оно яркое — то да, фотик можно попортить, особенно, если снимать на ручных настройках. Например, камера с моего мобильного, после многократных съемок гало теперь снимает все с красноватым оттенком в центре. Поэтому снимайте гало аккуратно (см. п. 1–3.)

HDR техника

Для увлекающихся фотографией есть интересная статья со слета наблюдателей гало (Halomeeting) 2006 года Timo Kuhmonen HDR-TECHNIQUE APPLICATION TO HALO PHOTOGRAPHS (на английском, с картинкками).

Советы по обработке фотографий гало в программе RegiStax

Marko Krusel в своем блоге написал несколько советов, как собрать в один файл серию снимков (сделанных со штатива). Для этого используют программу RegiStax (Free image processing software, скачать можно тут) и исходные изображения в  формате RAW. Приведу здесь оригинальный текст, а когда сам попробую, переведу и поделюсь впечатлениями.

Some RegiStax tips:

  1. Always shoot RAW !
  2. Don't try to load your raw files directly to RegiStax, convert them into 16bit tiffs.
  3. Sometimes it's good to process your files in raw-converter before sending them to stacking. Adjust temperature, lens vignetting and exposure settings. Usually the latter two are hard to fix later. Basically you can change all the basic settings (blacks, brightness, contrast) but don't touch the saturation part. Don't over-do your images !
  4. After loading your images into RegiStax choose a desired (1)alignbox size and (2)place it. Hit (3)Align and then (4)Limit button. Before completing the final stack you can check the missing frames by (5)clicking the upper arrow on Frames/Alignpoint parameter. Incase the frame count is desired hit (6)Create otherwise go back to Align window and play with the alignbox size settings.

    автор Marko Krusel
     

35 комментариев

  1. Куда фотки то можно выкинуть?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *